ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ



Кто выступает органом по сертификации?
ОТВЕТ:

Согласно установленным Правилам, в зависимости от типа технических средств, за их обязательную сертификацию отвечают федеральные органы исполнительной власти (ФСБ России, МЧС России, МВД России, Минтранс России, Россвязь). Каждое ведомство назначает свой орган по сертификации, который будет подбирать АККРЕДИТОВАННУЮ испытательную лабораторию и оформлять сертификаты:

  • ФГУП «НТЦ «Орион» ФСБ России;
  • ФКУ НПО «СТиС» МВД России;
  • ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России;
  • ФГУ «ЗащитаИнфоТранс» Минтранса России;
  • ФГУП ЦНИИС Россвязи.
Какие бывают схемы сертификации?
ОТВЕТ:

Правила устанавливают 4 схемы сертификации:

Схема № 1 – сертификация единичного изделия.
Схема № 2 – сертификация партии однотипных изделий.
Схема №3 – сертификация изделий при серийном производстве (для производителей).
Схема № 4 – сертификация всех изделий, установленных непосредственно на объекте.

Куда нужно обратиться заявителю для получения сертификата?
ОТВЕТ:

Для получения сертификата заявитель должен обратиться в орган по сертификации - составить заявку, приложить к ней копии документов, подтверждающих качество технических средств.

Особенности:

  • При заполнении бланка заявки следует учитывать схему сертификации (графа «Выпускается по») и правильно указать пункты ПП 969, на соответствие которым производится сертификация (графа «Соответствует требованиям»).
  • Может отсутствовать документация на технические средства (паспорта, руководства, формуляры, ведомости, сертификаты соответствия и др.). Для восстановления документов необходимо обратиться к производителю.
  • Необходимо правильно классифицировать технические средства по группам, согласно Разделам ПП 969. Для этого нужно назначить компетентного технического специалиста и возложить на него обязанности по сертификации.
  • Все технические средства обязательно должны быть идентифицированы. При отсутствии заводских номеров необходимо восстановить наклейку (шильдик) самостоятельно по эксплуатационным документам или обратиться к поставщику (производителю).
Какие этапы включает в себя процедура сертификации?
ОТВЕТ:

Процедура сертификации включает в себя следующие этапы: заявитель определяется с составом оборудования на объекте, подаёт заявку в соответствующий орган по сертификации, получает направление в испытательную лабораторию, проводит испытания и получает сертификат соответствия по транспортной безопасности.

Особенности:

  • Срок действия сертификата зависит от схемы сертификации и срока эксплуатации оборудования.
  • При частичном выходе из строя сертифицированных элементов системы необходимо уведомить об этом орган, который принимает решение по действующему сертификату.
  • На объекте должны быть сертифицированы все элементы, входящие в состав системы и необходимые для её функционирования.
  • Проводить дополнительную сертификацию уже сертифицированного оборудования не нужно.
  • При закупке сертифицированного оборудования необходимо убедиться, что сертификат подлинный. Для этого нужно найти его в реестре выданных сертификатов соответствующего органа по сертификации.
На какой период может быть выдан сертификат соответствия?
ОТВЕТ:

Согласно пункта 8 Правил ПП 969 явно указан срок действия сертификата (3 года) только для схемы № 3. В остальных случаях необходимо руководствоваться понятием «Срок службы» (согласно ГОСТ Р 27.002) оборудования. Сертификат соответствия при сертификации по схемам №1,2,4 в этих случаях выдаётся до конца срока службы оборудования (в рамках минимального срока службы элементов системы). Иными словами – срок действия сертификата соответствия определяется минимальным сроком службы элементов, входящих в состав системы.

Мы приобрели оборудование, которое в настоящий момент сертифицируется производителем. Будет ли сертификат распространятся на оборудование, приобретённое до его выдачи?
ОТВЕТ:

Нет, сертификат соответствия не будет распространятся на данное оборудование, так как оно было изготовлено вне действующего срока сертификата. Однако это же оборудование можно сертифицировать по схеме № 4.

Каков порядок сертификации технических средств транспортной безопасности, если предприятием транспортной инфраструктуры было приобретено уже сертифицированное оборудование у предприятия изготовителя и срок действия сертификата заканчивается?
ОТВЕТ:

Срок действия сертификата в данном случае не имеет значение, если оборудование было приобретено в действующий срок сертификата. Руководствоваться нужно сроком службы оборудования.

При сертификации ТС ОТБ по схеме № 4 предусматривается предоставление в орган по сертификации копий документов, подтверждающих качество ТС ОТБ (паспорта, формуляры и т.д.), но они частично потерялись или пуско-наладку делала другая организация и не передала документы, как быть?
ОТВЕТ:

Если по какой - то причине отсутствует комплект документации или какой-либо отдельный документ, то необходимо обратиться к производителю для того чтобы он восстановил, либо разработал необходимый документ.

Помимо основного оборудования, входящего в состав системы (комплекса) возникает спорный вопрос о классификации другой части оборудования (к какой системе отнести то или иное изделие и надо ли вообще включать его в состав системы), например, блоки грозозащиты, шлагбаумы, коммутаторы, всевозможные переключатели, реле, модули, удлинители, поворотные устройства и т.д.?
ОТВЕТ:

В Постановлении нет требований к перечисленным изделиям, однако, они являются неотъемлемой частью системы (комплекса) и подлежат обязательной сертификации в её составе, так как обеспечивают работоспособность самой системы. При этом необходимо помнить, что такое оборудование тоже должно иметь идентификационные номера.

Нужно ли проводить сертификацию по схеме № 4, если на объекте уже установлено сертифицированное оборудование?
ОТВЕТ:

Как правило бюджет всегда ограничен и на объектах меняется только самое необходимое оборудование (например, видеокамеры или датчики сигнализации или считыватели). Но нужно понимать, что сертифицирована должна быть вся система, все элементы, которые установлены на ОТИ и обеспечивают её работоспособность. В случае, если было установлено сертифицированное оборудование полностью всей системы, тогда дополнительная сертификация не требуется, в противном случае нужно сертифицировать оставшуюся часть системы.

Что делать, если какое-то изделие вышло из строя, а на него есть действующий сертификат по 4-ой схеме?
ОТВЕТ:

В процессе эксплуатации систем (комплексов), после получения сертификатов ТС ОТБ, возникает потребность в ремонте, модернизации или замене части оборудования. При этом, допустимо устанавливать не только оборудование тех же моделей, но и оборудование других производителей с аналогичными характеристиками, прошедшее процедуру обязательной сертификации на соответствие требованиям ПП 969. Одновременно необходимо уведомить Орган по сертификации о проведении работ по ремонту и (или) модернизации систем (комплексов) для приятия решения по действующему сертификату соответствия.